Азбука православия


Поведении в храме


Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. Важной частью жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле.
Христианин должен стараться часто бывать в храме для общения с Богом. В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому верующие должны посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм в любое другое время.
Людям, идущим в храм, необходимо знать, что в Церкви существуют свои правила.
Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно просто перекреститься со словами: «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.
Приходя в дом Божий, надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме и на домашней молитве. Платок является символом замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В настоящее время это правило распространяется на всех христианок. Соблюдая его, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в церковь мужчины снимают головные уборы. Одежда и внешний вид христиан должны быть скромными и не подавать повода к соблазну окружающих.
Желательно приходить в храм за 10-15 минут до начала богослужения. В это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции, во время богослужения мужчины стояли в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не стоит занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Существует традиция: во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту мужчины подходят первыми, женщины – после них.
Не следует ходить по храму во время богослужения, а также разговаривать. Пришедшим в храм во время богослужения желательно воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая тем самым других от молитвы.
Непозволительно сидеть в храме нога за ногу, держать руки в карманах или за спиной.
Для выражения глубокого почтения к Богу, в храмах во время богослужений принято стоять. Люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, пожилые люди) могут сидеть на скамейках, но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать.
Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю, а лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.
В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время, однако нежелательно это делать во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Желательно не покидать храм до возгласа священника «С миром изыдем».
Более подробную информацию не стесняйтесь спрашивать у священника.


Таинства


Таинство – это от Бога установленное церковное священнодействие, через которое верующим сообщается невидимая, но реальная благодать Святого Духа. Все Таинства – дары милости Божией, изливаемые на верующих не за их заслуги, а по любви Божией.
В Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование). Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Таинство Крещения


Крещение – это священное действие (Таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от грехов, совершенных до Крещения. Через это Таинство человек, при условии усилий с его стороны, получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. После Крещения человек становится членом Церкви, берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием, получает возможность участвовать в остальных Таинствах, через которые подается благодать – помощь Божия для следования по пути спасения.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется вера, добровольное и сознательное желание преобразовывать свою жизнь, искреннее раскаяние в делах, совершенных не в соответствии с Божиим законом, содержащемся в Евангелии.
Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние (исправление греховной жизни). Это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойно. Покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них и исповедании их, в оставлении греховной жизни.
Перед Крещением необходимо прочесть Евангелие, познакомится с основами Православия. Также нужно знать, по возможности, наизусть «Символ веры», Заповеди Божии, молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…». Желательно ознакомиться с «Законом Божьим».
Подготовиться к Крещению помогут огласительные беседы, которые проводятся во многих храмах. Во время таких бесед разъясняются основные понятия православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни.
Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Обычно православные христиане крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни.
Для того, чтобы крестить ребенка, нужно узнать расписание совершения Крещения в храме и прийти в назначенное время.
Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру. Крестные поручаются за дальнейшее воспитание детей в православной вере и несут за них ответственность перед Богом, поэтому крестные родители должны быть воцерковлеными. Взрослых крестят без крестных.
Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые. В исключительных случаях крестными могут быть родители, родные братья и сестры.
Крестными не могут быть: некрещеные; неправославные (члены Римо – Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т. д.); люди, ведущие безнравственный образ жизни; душевнобольные; малолетние дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет); монахи и монахини; супруги не могут быть крестными отцом и матерью одного и того же ребенка (в противном случае требуется благословение правящего архиерея).
Перед Крещением крестные должны пройти подготовку: курс огласительных бесед со священником или катехизатором. Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Таинство Покаяния (Исповедь)


Исповедь – великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.
Через исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.
При подготовке к исповеди необходимо испытать свою совесть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и помышлением за все время после Крещения. Человек должен осознать, в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви.
На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя и не осуждать окружающих и просить у Господа прощения за свои прегрешения. Никогда не надо впадать в уныние от осознания тяжести грехов, так как нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.
Важно помнить, что Исповедь – это не беседа, если необходимо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.
Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Обычно исповедуются с семи лет, но желательно заранее готовить детей к первой исповеди: начиная с 5-6 лет приводить их к священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.
При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила. Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Таинство Причащения


Причащение — это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
Это таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил её и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28) . Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.
Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твёрдое намерение исправиться и начать новую благочестивую жизнь. К Таинству Причащения готовятся несколько дней: подготавливаются к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, и вообще умеренность в еде и питье.
Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению. Вечером надо прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.
Перед началом Причащения заранее подходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать неудобств другим молящимся. Детей надо пропустить вперёд. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть её.
Подойдя к Чаше, следует внятно произнести своё христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще. Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.
Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально по благословению духовника. Более употребительно – не реже двух раз в месяц.
День Причащения – это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Святого Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.
Не имеет права причащаться: не крещёный в Православной Церкви или крещёный в других религиозных конфессиях; тот, кто получил запрет священника причащаться; женщины в период месячного очищения.
Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста причащают после Исповеди.
Маленьким детям перед Причастием по необходимости дают есть и пить, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и телесному здоровью. Детей постарше, с 5-6-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием. Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Таинство Брака (Венчание)


Брак – это Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак становится спасительным путем при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья – малая церковь Христова.
У брака несколько целей: взаимная преданность и общение двух любящих сердец, рождение и христианское воспитание детей, предохранение от распутства и сохранение целомудрия.
Если оба супруга верующие, крещёные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак после венчания становится не только обычным соединением двух людей, а Таинством Церкви.
Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейший мотив для венчания – стремление мужа и жены жить по – христиански, по – евангельски. Если такого стремления нет – то это неправильно. Прежде, чем венчаться, желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, необходимости и важности венчания.
Для того, чтобы обвенчаться, брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед Таинством желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещёных в Православной Церкви.
Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой. Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время. Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Таинство Елеосвящения (Соборования)


Соборование – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освящённым священнической молитвой, подаётся Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников – собор.
Как бы тщательно кто ни старался запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что какая-то часть их не будет сказана на Исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны или не замечены. В этом случае Церковь и приходит на помощь кающемуся с Таинством Елеосвящения.
Забытые, не исповеданные грехи продолжают отягощать человеческую душу. А поскольку болезни есть следствие греховного состояния, то освобождение от греха нередко ведёт к исцелению тела. Однако Таинство Соборования не дарует прощение сознательно скрытых грехов.
Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Как правило, детей до семи лет не соборуют.
Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.
Для того, чтобы собороваться необходимо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определённому времени, записаться в свечной лавке, купить свечу. Можно принести с собой масло, крупу (рис) для освящения. Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться.
В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно это Таинство совершается на дому, у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах.
Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку в храмах оно обычно совершается в Великий пост, то соблюдение поста – это обязанность любого православного христианина.
Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни обновленной, очищенной от грехов. Более подробную информацию Вы можете получить у священника.


Освящение дома


Для того, чтобы освятить жилище, надо обратиться к священнику и договорится о времени. В квартире должен быть устроен уголок для молитвы, наведен порядок. Для освящения надо приготовить святую воду и церковные свечи. При совершении чина освящения дома желательно молитвенное участие всех, кто в нем проживает.
Жилище освящает только священник, самому можно только окропить святой водой стены дома и вещи со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Следует помнить, что освящение квартиры или машины не гарантирует избавления от воров, несчастных случаев и т.д. Нельзя относиться к освящению как к магическому действию, избавляющему от неприятностей, оно имеет духовно – очистительное значение.
Освящение машины и любой вещи – это посвящение ее на угодное Богу использование. В молитвах на освящение жилища призывается благословение «на дом сей и в нем житии хотящих» и покровительство Ангела, сохраняющего от всякого зла и наставляющего к деланию добродетелей и исполнению заповедей Божиих живущих в нем». В молитвах на освящение машины священник также просит Бога: «ниспосли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней пристави», чтобы путешествующие в ней, в мире и благополучии путь свой совершив, воздавали благодарение Богу.
Освящение создает благоприятную атмосферу, которую человек должен сохранять дальнейшим использованием квартиры, машины или другой освященной вещи. Он должен изменить свое отношение к вещи, которую освятил, чтобы не осквернить ее недостойным поведением (курением, пьянством, сквернословием, раздражительностью и др.).
Аварии, кражи и другие испытания попускаются Богом для вразумления и исправления жизни человека. Тот, кто молится, кается, старается соблюдать заповеди, обращается за помощью к Богу, сохраняется Им от всякого зла.


Освящение машины


Для того, чтобы освятить машину, надо обратиться к священнику, получить от него согласие и необходимые советы. Машина должна быть предварительно вымыта. Нужно подъехать на ней к указанному месту, где священник совершит чин ее освящения.